Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
← «Давным-давно в тридевятом царстве...» или как написать приквел. Оживляем историюОтносительная прелесть работы с предканонными событиями заключается в том, что почти всегда они очень слабо окрашены эмоционально, или же эмоциональную окраску имеет только момент, непосредственно предшествующий событиям - пролог в книге или заставка в видео-игре. Остальное же часто дано нам в форме: оно было, вызвало такие-то чувства. Но сами чувства толком не показаны. Итак, один из способов написать предканонную работу в тесной связи с оригиналом - найти одну из упоминавшихся в предканоне ключевых сцен и сделать её кульминационной. Что имеется в виду? Допустим, в предканоне сказано, что такое-то событие изменило жизнь персонажа, заставив его встать на тёмную/светлую сторону или изменив характер. Распишите события до этой сцены и её саму, и придайте им больше эмоциональной окраски. Читать о переживаниях всегда интереснее, чем сухую хронику событий. Что чувствовал герой, о чём он думал? Как именно совершил роковой выбор? Человеческие (или не человеческие) душевные переживания - это то, за чем следить подчас даже интереснее, чем за сюжетом. И даже если конец известен, порой можно сделать так, что читатель до последнего будет надеяться, что всё пойдёт по-другому. Хотя иногда в знании того, чем всё закончится, есть некий трагичный фатализм, который, к примеру, чувствую я, когда пишу или читаю приквел. Поэтому, кстати, я не рекомендую заканчивать работы-приквелы на позитивной ноте, если они только лишь оживляют события оригинала. Наш мозг устроен так, что плохой конец всегда лучше запоминается, оставляет больше впечатлений. А если всё-таки хочется закончить работу на мажорной ноте, то неплохо было бы добавить нотки грядущей беды, указания на то, что это лишь затишье перед бурей. Ведь в каноне наверняка будет какой-то конфликт, который или пошатнёт, или разрушит жизнь персонажей. В мультфильме "Легенды ночных стражей" это было сделано следующим образом: после финальной битвы и смерти главного злодея главный герой говорит о том, что Стражи исполнили свой долг, сделали слабого сильным, защитили обездоленных и далее по тексту. Но далее он упоминает о судьбе двух второстепенных злодеев: о том, что одной из них с остатками верных последователей удалось бежать в неизвестном направлении, а брата главного героя, ставшего предателем, так и не нашли. В этот момент нам показывают самого предателя, бредущего по выжженному полю боя, который натыкается на шлем поверженного главного злодея. И, хотя дальше следует вполне жизнеутверждающая сцена, которой и завершается мультфильм, его концовка оставляет пищу для размышлений, что же случится далее. И намёк на то, что зло не побеждено окончательно. Схожий приём замечался мной неоднократно во многих произведениях, чаще всего мультфильмах и кино, так как там проще показать признаки грядущей беды, просто поместив их в кадр. Писателям приходится изворачиваться, чтобы не делать слишком прямых намёков, хотя иногда само отсутствие упоминания о судьбе недобитого главного героя или намёк на некую тень, которая бредёт прочь от развалин замка Тёмного Властелина более, чем достаточно. При этом лучше всего давать минимальное количество деталей о грядущей катастрофе, если это возможно. В принципе, данный приём является частным случаем того, что можно назвать "полуоткрытый конец" - это такое окончание истории, когда основная сюжетная линия подошла к концу, но при этом у читателя ещё остаются вопросы. При этом я крайне не рекомендую пытаться достигать такого эффекта, просто "повесив" побочные сюжетные линии - это вызовет ощущение незавершённости. Лучше дать намёки на новые линии на базе старых, можно даже и на те, что разворачиваются прямо в каноне. Если сделать это достаточно осторожно, но при этом - явно, то, немного поломав голову, читатель может воскликнуть: "А что же было дальше? Точно! Дальше был канон!" В одной из моих работ использован подобный приём. В уже упоминавшемся фанфике про рыцарей-истребителей вампиров в последней главе, как это и было в каноне, в крепость рыцарей заявляется прибывший из далёкого будущего глава отряда, претерпевший чудовищные изменения: после тысячи лет жизни в облике вампира он был жестоко казнён своим создателем и в итоге возродился в виде чего-то, более всего напоминающего демона. Он методично уничтожает членов своего отряда одного за другим, и, когда очередь доходит до его любовника, думает о том, что ему известна их дальнейшая судьба: то, что их с почестями похоронят в соседних гробах, как святых, и потом любовник вновь будет рядом с ним тысячу лет, чтобы отвернуться в последний момент. Заключительная же сцена фанфика отчасти дублирует первую: бывший стрелок-инквизитор, утративший память о человеческой жизни, уже в образе вампира сидит и читает книгу, и в этот момент к нему незаметно подходит его старший "брат" и его бывший командир и любовник. Происходит повторное знакомство, в ходе которого реплики вновь отсылают читателей к первой сцене, и обоих вампиров посещает чёткое ощущение дежа-вю. Фанфик заканчивается цитатой клятвы в вечной любви, произнесённой стрелком. И, казалось бы, все намёки указывают на то, что далее героев, пусть и в изменившемся облике, ожидает повторное развитие отношений и долгая и счастливая любовь... если бы не проскользнувшее упоминание о том, что в этот раз их разлучит не только смерть, но и предательство того, кто дал клятву любить вечно и несмотря ни на что. Кроме ощущения беды, эта сцена даёт намёк на продолжение истории этой пары уже в образе вампиров и вызывает вопрос, будут ли их отношения такими же, как раньше, будут ли они и дальше развиваться так же похоже, как первое знакомство, будет ли их обоих посещать ощущение, что это уже случалось, или дальше расхождения будут сильнее? И что всё же заставит одного из них, так чисто и преданно любившего, отвернуться от возлюбленного спустя тысячу лет? Не все фандомы позволяют сделать подобные намёки и отсылки, но цель, думаю, ясна - покажите краем кусочек грядущей катастрофы, если фанфик закончился хорошо, заставьте читателя переживать, как сложится дальнейшая судьба персонажей. Ещё один трюк, который позволяет проделать оживление сухих фактов - раскрытие мотивации персонажей. Добавьте побочную линию или сцену, которая перевернёт представление о том, почему персонаж действовал так или иначе. Это было просто прекрасно сделано в последней книге о Гарри Поттере. Можно сказать, что там Роулинг вставила кусочек приквела к своей собственной работе, показав воспоминания Северуса Снейпа и перевернув образ этого персонажа. Я бы, кстати, была не против увидеть эту историю подробнее. Увидеть хорошо расписанный внутренний конфликт Снейпа, когда он примкнул к Пожирателям Смерти, зная, что его возлюбленная - грязнокровка. Узнать, почему в конце концов Лили выбрала Джеймса Поттера - если подумать, в самой книге мы видим лишь её не слишком-то приязненное отношение к будущему отцу её сына. И в целом любовная линия Поттеров на фоне войны могла бы вызвать чрезвычайный интерес. Как они поженились? Что чувствовали, когда узнали, что их сыну предсказано стать тем, кто победит Тёмного лорда? Как они жили? Опасались ли нападения или были до конца уверены в своём хранителе тайны? Это очень интересные подробности и простор для написания и романтики, и драмы и, возможно, даже ангста. И такую работу можно закончить сценой, как Питер Петтигрю пришёл к Тёмному лорду, чтобы предать своих друзей... А можно ведь и написать о том, что заставило его самого пойти на такой шаг! В приквелах часто фигурирует много второстепенных персонажей, толком не раскрытых в каноне, с историей которых можно работать, и которая может стать очень интересной. Итак, подведём итоги. В целом, для написания приквела полезно использовать следующие основные приёмы: 1) Добавление побочных сюжетных линий, не показанных в самом каноне 2) Смещение акцентов в повествовании 3) Изменение фокального персонажа, полное или частичное 4) Поставленные под сомнение факты о предканонных событиях 5) Заполнение пробелов и добавление деталей к известным событиям 6) Концовка, вызывающая вопрос, что же было дальше И напоследок - немного субъективный критерий качества приквела: если после прочтения хочется заново перечитать/переиграть/пересмотреть оригинал или отдельные его сцены, вы можете быть уверены, что фанфик удался! Но даже если нет, это ещё не повод думать, что рассказанная вами история нехороша - возможно, она просто самостоятельна и закончена. В любом случае, написание приквела - это тяжёлый, но очень интересный труд, показывающий мастерство автора и его способность удивить читателя, казалось бы, известной им историей. И я надеюсь, что данная статья вам в этом поможет. Удачи в творчестве!
Станьте первым рецензентом!
|