Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
Нас не догонят или немного о нечистой силе. Часть первая. Нечисть домашняя. Раздел первый. Домовой. →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Юмор, Фэнтези, Мистика Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Необходимое разъяснение:
1. При написании статьи о вампирах, автору нечаянно забрела в голову очередная гениальная идея – а почему бы не написать о нашей исконно-посконной нечистой силе? Вроде бы все всё о ней знают, но при написании фанфиков по мотивам русских народных сказок или фэнтэзи с участием истинно русской нечисти авторы порой трактуют эти образы…эээ…. весьма оригинально. 2. Автор решил в очередной раз проявить свои лучшие качества, а именно патриотизм и помочь другим авторам в написании фэнтэзи с исконно русскими корнями. 3. Автор ни в коем случае не хочет никого обидеть, унизить или пошатнуть внутренний мир, служа только одной истинно благородной цели – дать русской нечисти почётное место в паноптикуме самых разнообразных волшебных и мифических существ. 4. И, как вы поняли, это мои тараканы и я с ними сосуществую. Раздел первый. Нечисть домашняя. Итак, - нежить, она же нечисть. Что это такое? Нечистая сила – отвечает словарь. «Нежить не живёт и не умирает». – отмечает В.И.Даль. По Далю к нежити относятся леший, водяной, русалка, домовой, кикимора. Исследовательница И. Карнаухова добавляет к ним банника, обдериху и некоторых других. Любопытно, что первоначально, например упыри и бесы Далем к нежити не относились, позднее это понятие распространилось и на них. Грубо говоря нежить(нечисть) – это скорее нечто сверхъестественное, неживое но живущее, несовместимое с христианской верой. Однако это не мешало суевериям спокойно жить долгие века, не исчезнуть в XX веке и спокойно шагнуть в XXI. М. Семёнова отмечает, что вера в то, что потом стали именовать нежитью, была абсолютно нормальной в дохристианский период русской истории. А потом когда пришло христианство – совместилась с ним, не афишируя особо себя, но и не исчезая. Попробуем же рассмотреть этих милых созданий несколько ближе, чем это обычно делается. Часть первая. Домовой. Он же Домовой хозяин, он же Домовид, он же Дедушка-суседушка, он же Жихарь, он же Хозяин (имеет ещё очень большое количество названий, но дай Бог запомнить хоть эти). Дух дома, хозяин двора и дома. Образ домового при всей своей внешней простоте один из самых сложных и многозначных в крестьянских поверьях. Наделяется самыми разнообразными обликами и качествами. Основная «специализация» домового – забота о скоте, предсказание будущего обитателей дома. Дом без домового – это не дом. По рассказам крестьян XIX-XX века, домовой чаще всего имеет человеческое обличье, но представать и змеёй, ужом, жабой, лягушкой, мышью, петухом, коровой, свиньёй, ягнёнком, кошкой, собакой. Упоминается и домовой-заяц. Кот, кошка – традиционные обличья домового или его спутники. Кот – родственник домового, а кошка его любимица. Отсюда и традиционно хорошее отношение к этим свободолюбивым домашним животным. Есть примета: чтобы домовой любил – в конюшне вешают убитую сороку или козлиную голову. В русских поверьях домовому чаще всего сопутствует лошадь. Именно в процессе ухода за ней его можно увидеть. Домовой делается видимым, если посмотреть на него сквозь хомут. Домовой любит скотину себе «в масть», «по шерсти», поэтому более всего ему нравятся кони вороной или гнедой масти. Если скотина (не только лошади) ему «в масть» - будет её холить и лелеять. Если же нет – животное придётся вести со двора. Домовой любит заплетать любимым животным хвосты и гривы и расплетать их нельзя – рассердится. Нелюбимых животных домовой «загоняет», катаясь на них ночами во дворе, забивает под ясли (кормушка для скота), путает и сбивает им гривы и хвосты. Ещё одной причиной недовольства домового могут быть шум, ругань, свары. От постоянно скандалящих хозяев он может и уйти, и тогда дом долго не простоит. Поэтому домовому надо повиниться и звать его обратно – с хлебом-солью. Вообще отношение к домовому у русских крестьян было уважительное, с некоторой долей опаски. Поэтому ему непременно делали подарки – хлеб, горшок круто посоленной каши, яйца, цветные лоскутки, монету с изображением святого Егория, овечью шерсть, блины и т.д. Эти дары вручали по-разному – относили в сени, клали под ясли, оставляли на печном столбе, в подпечье или на чердаке. В некоторых местах было принято ежедневно после ужина оставлять на столе «харч для домового». Были и специальные дни, в которые домового предполагалось «закармливать». Например – 7 февраля, день Ефрема Сирина, «именины домового». В этот день для него оставлялось много специально приготовленной еды. Внешность домового в человеческом облике тоже весьма оригинальна. Он сохраняет характерные звериные черты. Это мужчина среднего возраста или старик, но обросший шерстью, мохнатый, часто «седой как лунь». Может иметь маленькие рожки или незаметно подогнутый хвост. Одет в простой серый кафтанчик, по праздникам кафтанчик может быть синим, с алым поясом. Причем, чем больше мохнат домовой, тем больше богат хозяин дома. Очень интересно, что часто домовой имеет супругу, а то и деток. Иногда такой «женой» домового может стать «отсуленная» ему недобрым словом матери или отца девушка ( «Чтоб тебя домовой забрал!»). Такие девушки, как и другие проклятые дети, исчезают, но могут жить в подполье у домового невидимо. Русская печь – излюбленное место пребывания домового, он даже может сбрасывать с неё старух, если они постоянно занимают печку. Причём ложился он в строго определённой позе – вдоль печки. Чтобы не мешать ему, на печи часто спали поперёк. Стоит заметить, однако, что домовой не только хозяин дома, но и «вещун», хозяин человеческой судьбы. В многочисленных рассказах домовой часто становится предвестником неудобств, бед. Он шалит, вредит в избе (топает, кричит, разбрасывает кирпичи, бьёт посуду и т. д.). Он невидимо расхаживает по избе, и нечаянно попавший на его дорогу человек может заболеть или даже умереть («наступить на худой след»). Может во сне садиться на грудь человеку и душить его, вызывая ночные кошмары. Обычно невидимый, но слышимый домовой стонет и плачет перед бедой, «наваливается» на человека к переменам (причём уже неотвратимым), а появляется, становится видимым – к несчастью. Кто увидит домового – долго не проживёт, если откликнуться когда он зовёт по имени – заболеешь. При переезде на новое место домового обязательно брали с собой. Для переезда применяли лапоть, веник, старую суму, хлебную лопату. Кошку первой впускали в новый дом, так как считалось, что она любимица домового, и он мог невидимо «переехать» на ней («Вот тебе хозяин, мохнатый зверь на богатый двор!»). Иногда домовой «переезжал» на петухе, которого переносила хозяйка, приговаривая: «Милости просим, дедушка-буканушка к нам на новоселье, живи в нашем новом доме и будь добр и ласков к нашей семье, как был ты добр и ласков к нам в старом доме». Другой вариант: «Кланяюсь тебе хозяин-батюшка и прошу пожаловать к нам в новые хоромы, там для тебя и местечко тёпленькое, и угощеньице маленькое сделаны». Домовой, позабытый на старом месте жительства тосковал и даже умирал, мог извести скот и навлечь беды на покинувшую его семью. Кстати, не рекомендовалось, поэтому ночевать в заброшенных домах, так как обиженный домовой мог отыграться на незадачливом путнике. Поэтому, если была такая необходимость, следовало, войдя в пустующую избу громко попросить прощения и напроситься на ночлег. В этом случае домовой не будет так агрессивен и есть шанс переночевать в пустом доме без лишнего геморроя. В следующих разделах первой части планируется описание дворового, кикиморы, овинника и банника/обдерихи и буки.
Рецензии:
|