Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном

Нас не догонят или немного о нечистой силе. Раздел четвёртый. Банник и обдериха..

Автор: РавиШанкаР | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Юмор, Фэнтези, Мистика


Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Банник


Он же Баенный (Жихарь, Шишок), он же Байнушко, он же Банный Хозяин (Бес, Дед, Пастырь), он же Дедушка Баянный.
Может быть и в женском облике. Тогда – Байниха, Байница.

Банник часто невидим и обнаруживает себя шумом. Как истинный «хозяин», он изгоняет неугодных ему посетителей – кричит, стучит, кидается камнями.
Когда банник видим, то обличье его страшное: это чёрныё мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками с когтями. Душит и «запаривает» моющихся. Иногда он седой и мохнатый, иногда нагой и покрытый грязью или листьями от веников. Может превращаться в кота, белую кошку, собаку, лягушку, белого зайчика, веник или уголь.
Часто коварный банник именовался крестьянами просто чёртом или банным нечистиком, шишком, анчуткой. Вообще, баню считали, чуть ли не обиталищем чертей. Во владимирских деревнях чтобы выгнать чёрта повивальная бабка прежде чем привести в баню роженицу кидала в углы бани камни с каменки со словами: «Чёрту в лоб!»

По общерусским поверьям банник обычно обитает под полком или появляется из-под полка. Может быть связан своим местоположением и с каменкой – сложенной из больших камней банной печью. Банников, как и чертей, может быть в бане несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми).

Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит, моет волосы в кипятке. Банные хозяева очень любят париться и моются в четвёртый или третий пар, т.е. после двух или трёх смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвёртый или третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь).

В баню, где нет оберегающих икон, и где мылись, снимая охранительный нательный крест, входили с оглядкой, прося разрешения у банного хозяина, иногда приговаривая: «Крещёный на полок, некрещёный с полка». Вымывшись, не благословив, не перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банника, благодарили его: «Спасибо, те, байнушко, на парной байночке!» нарушение этих правил влекло за собой появление «страшного» банника, который мог защекотать, задушить, запарить и даже затащить на каменку, содрать с неугодного ему человека кожу, повесить её сушиться за печку.
Губящий людей банник может прикинуться родственником или знакомым, если вовремя не распознать его всё может закончиться очень печально. Козни банника могут быть и немотивированными, но они всегда опасны и злы.

Однако, иногда банник проявляет себя не только, как дух бани, но и как дух-охранитель людей - хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. Вообще баня воспринималась двояко. «Бани совершенно считаются нечистыми зданиями. Но ходить в баню должен всякий. Кто не моется в них, тот не считается добрым человеком. В бане не бывает икон и не делается крестов. С крестом и поясом не ходят в баню…» (Ефименко П.С. «Демонология жителей Архангельской губернии».)
Баня в крестьянском обиходе место нечистое, опасное. В то же время «переходное», очищающее пространство бани было необходимо. В ней смывается не только грязь, но и болезни, грехи, происходит своеобразное возрождение человек к новой, чистой жизни.

Баня обязательно топилась не только еженедельно, но и перед праздниками, и по случаю самых значительных событий в крестьянской жизни – при родах, и для невесты накануне свадьбы.

А ещё баня одно из самых удобных мест для поддержания сношений колдующих с чёртом (шишком). По некоторым поверьям в бане происходило посвящение в колдуны. А ещё у банного хозяина хранится шапка-невидимка. Чтобы её добыть, нужно прийти в баню во время Христовой заутрени, найти там банника, в это время спящего, снять с него шапку, и бежать с нею как можно скорее в церковь. Если добежать до церкви, прежде чем банник проснётся, то будешь обладать шапкой невидимкой, иначе банник догонит и убьёт. Вероятно, поэтому на такой кросс отваживались немногие.
Согласно поверьям, есть у банника и «беспереводный целковый» (неразменный рубль). Чтобы получить его нужно спеленать чёрную кошку и ровно в полночь бросить её в баню с приговором: «На тебе ребёнка, дай мне беспереводный целковый!» - затем быстро выбежать и крестом очертить вокруг себя три раза. История умалчивает, многим ли удалось разбогатеть таким образом (Автор отправляется ловить чёрную кошку).

Баня – обычное место гаданий. Можно, например, оставить в ней гребень со словами: «Суженый-ряженый, скажи мне сущую правду, какие волосы у моего жениха». Если наутро на гребне оказывались мягкие волосы, то считалось, что жених будет с хорошим характером, если жёсткие – наоборот. Чтобы увидеть суженую или суженого приносили в баню зеркало, садились перед каменкой и приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи, приходи, в зеркало погляди». Главное, когда в зеркале что-то показывалось – не огладываться, а то задавит. Еще одно забавное гадание – девушки брали землю из-под девяти столбов забора, бросали её на каменку и говорили: «Байничек-девятиугольничек, за кем же мне быть замужем?» Затем в полночь отправлялись в баню, заворачивали подол на голову, обнажив …эээ…филейную часть и говорили: «Мужик богатый, ударь по жопе рукой мохнатой!» Если к телу прикоснётся волосатая рука – жених будет богатый, если безволосая и жёсткая – он будет бедным и лютым, если мягкая – у него будет мягкий характер. Автор думает, что если об этой развлекухе узнавали местные парни, то вера в банника получала полное подтверждение.

Считалось, что банник поселяется в бане только после того, как в ней появляется на свет ребёнок, что опять-таки связывает его с судьбами семьи и её новорожденных. Однако, коварная натура банника проявляется и в этом случае: может погубить родильницу, если оставить её в бане одну или украсть младенца, заменив его своим ребёнком. Дети банника обычно уродливы и плохо растут (гениальная отмазка для родителей, недовольных своими детьми).

Чтобы задобрить банного хозяина в некоторых районах России под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали задушенную чёрную курицу, а затем уходили, пятясь задом и кланяясь. Когда топили новую баню, сверху на каменку бросали соль или оставляли в бане хлеб-соль, «чтобы банник не стращал моющихся и удалял из бани угар».


Обдериха.



Она же Одёрышек.
Тоже дух бани, часто в человечьем обличье, но всегда женского пола. Почти всегда опасна для находящихся с бане людей. Он душит, «задирает» моющихся. Может ободрать с них кожу и повесить на каменку, отсюда и название. В лучшем случае, если прийти в баню мыться после полуночи, может вытащить из бани за волосы.

Облик обдерихи подробно не описан, может показаться кошкой или женщиной, но очень волосатой и с длинными зубами.
Обменивает оставленных в бане без присмотра детей, особенно тех, кого ещё не окрестили. Вместо ребёнка может оказаться голик (веник без листьев) или уродливый младенец, «не такой, как настоящие».

Однако, не всегда обдериха в быличках выступает как ярко окрашенный отрицательный персонаж. В одной из быличек она спасает девушку от преследующей её нечистой силы, когда та просит: «Обдериха, матушка, спрячь меня!»
В другой быличке путник просится у обдерихи переночевать в пустующей бане, а когда её навещают другие обдерихи, то происходит следующий диалог:
- Машка-Матёшка, полетели с нами!
- Не могу, гость у меня!
- Так задери!
- Не могу, он у меня попросился!
То есть вежливость – она везде вежливость. Даже в общении с нечистью.

Однако, упоминания о таких благодетельных действиях обдерихи единичны.
Опасаясь обдерихи, крестьяне старались не мыться в одиночку, соблюдали определённые правила поведения. Собственно говоря, обдериха – это такая персонифицированная опасность, подстерегающая людей в жарко натопленной бане.

Всё ещё хотите в баню?



ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?



Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус