Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
← Нас не догонят или немного о нечистой силе. Часть вторая. Нечисть лесная и водная. Раздел первый. Леший. →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Юмор, Фэнтези, Мистика Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Он же Лесак, он же Лесник, он же Лесной дедушка, он же Лесной хозяин, он
же Лешак, он же дядя Леший (встречаются и другие похожие именования).
Лесной дух, хозяин леса. Образ лешего вообще многогранен и сложен. Он вольный и необузданный обитатель лесов, «дикарь», «шатун». По поверьям может быть очень высок, с длинными волосами, «гаркун», т.е. любит покричать, сбивает людей с дороги и заставляет блуждать по лесу. Но он же и «пастух», «полесовик», т.е владыка зверей, покровитель всех охотников и пастухов. Как и многие другие духи, лесной хозяин чаще не виден, а лишь слышен. Он может вести себя очень шумно – свистеть, щёлкать, кричать на разные голоса, визжать, дразниться, хлопать в ладоши сродни эху и шумящему под ветром лесу. Людям леший показывается чаще, чем водяной или домовой, но описания его разноречивы, он многолик. Леший пучеглаз, у него длинные волосы и зелёная борода. Он может быть огромен, выше дерева, а может свободно менять рост до размеров самой малой травинки. Нередко он изменяется в «обратной перспективе», то есть издали – велик, вблизи – мал. Он любит шутить, оборачиваться сосной, сливаться с деревьями так, что его незаметно и на близком расстоянии. Может «разлечься белым мхом», стать пнём или кочкой. Часто деревом лешего называют осину. Может обернуться и различными животными – медведем, тетеревом, вороной, сорокой, зайцем, диким козлом. Возможно и превращение в домашних животных – жеребца, собаку, кошку и петуха. Нередко леший предстаёт полностью мохнатым и в его облике проступают козлиные черты (Сразу вспоминается греческий бог Пан, тоже, кстати лесной). Увидеть лешего можно через уши лошади, посмотрев между ними, а так же через хомут. Да и сам леший любит принимать облик коня, поднимающего вихрь, бурю. Часто леший показывается человеком, но и в людском обличье он может выглядеть по-разному. Это может быть мужчина или старик огромно роста, одетый в белое, в лаптях и берестяной шляпе. Может свободно переступить через реку, отличается огромной силой, а оставленный им на земле след вдвое превосходит человеческий. Может быть и маленьким рыжим человечком в остроконечной шляпе или медном колпаке. Иногда же его представляли голым волосатым дикарём с длинной бородой. Может леший появиться и в облике обычного крестьянина, соответственно одетого и обутого. В некоторых поверьях лешего можно отличить по отсутствию правого уха, тени, ноздрей и синей крови. Но более менее общие моменты – это одежда, застёгнутая наоборот, по-женски (т.е. левая пола поверх правой) или перепутанная обувь (т.е левый сапог надет на правую ногу, а правый соответственно на левую). Глаза лешего часто ярко-зелёные и могут светиться в темноте как у кошки. Отличить лешего от обычного человека можно и по любви к повторам (то есть он повторяет последние слова собеседника) и к тому, что он не может посмотреть на собеседника прямо, «а только через левое плечо». Но в принципе распознать лешего очень сложно, так как он способен принять облик любого человека, в том числе и знакомого, родственника. Лешего представляют и семейным, и одиноким. По ряду поверий у него есть жена – лешевица, лешачиха, лешатка, - весьма косматая и некрасивая. Леший часто женится на отсуленных ему проклятых девушках, а в одной из быличек приезжает сватать дочь крестьянина в облике богатого купца. Девушку просватывают, она уезжает к мужу и навестив родню через шест недель, отдаёт им нательный крестик, рассказав, что «жить ей хорошо, только молиться неможно». Дети лешего – это и проклятые, унесённые и уведённые им крестьянские дети, и дети рождённые, так сказать, в браке. В одной из быличек бабка-повитуха принимает роды у жены лешего и получает за это от него «неразменный серебряный гривенник». Как видим нашей нечисти серебро отнюдь не вредило. Вообще часто рассказывается о больших семьях леших, о которых они заботятся. Отмечается так же, что леший, матерью которого была человеческая девушка (женщина), а не лешачиха, менее зол и проказлив, чем его «чистокровный» собрат. По-разному описывается и место жительства лешего – это и вековое дерево, и маленькая избушка, и целый лесной дворец и избушка «на курьих голяшках», как у Бабы-Яги, дом, покрытый кожами. На русском севере, где был распространён охотничий промысел, леший – хозяин всех охотничьих избушек, куда он может и не пустить не приглянувшегося ему человека. По распространённым поверьям, в каждом лесу – свой дух. Все лешие подчиняются старшему, которого нередко называют Дух честной – Царь лесной. Распорядок жизни леших связан со сменой времён года: с первыми морозами лесовики проваливаются под землю, а весной выскакивают из-под земли. Празднуют весну, особенно Пасху и очень любят получать в этот день в дар крашеные яички. В день накануне Ивана Купалы (6 июля) леших можно увидеть и заключить с ними договор. Праздник для леших и 2 августа – Ильин день, 4 сентября (день Агафона –огуменника) лешие покидают лес и бегают по сёлам стремясь проникнуть в гумна и раскидать снопы. 27 сентября (Воздвиженье) крестьяне опасались вообще заходить в лес, опасаясь попасть на сборище змей, зверей и лесовиков (корпоратив?) В этот день лешие сгоняли на определённое место всех лесных зверей и домашний скот, ещё оставшийся на пастбищах. Зверей они проигрывали друг другу в карты (или другую какую игру), а домашний скот пожирался волками и медведями. Погуляв в Воздвиженье лешие уходили на покой под землю до весны. Леший часто развлекается, уводя человека вглубь леса и заставляя блуждать там («кружить»). Чтобы избежать этого советуют помолиться или наоборот хорошенько выругаться матом, перекреститься или выкрикнуть «овечья морда, овечья шерсть!», вывернуть верхнюю одежду наизнанку и вновь одеть, переодеть обувь с левой ноги на правую и наоборот, если заплутавший ехал на лошади, то дугу перепрягали «назад кольцом». Леший боится так же соли и огня, не может перешагнуть через очищенную от коры осиновую или липовую палочку. Напугать или убить лешего можно, выстрелив в него из ружья медной пуговицей или хлебными крошками. Кознями лешего объяснялись все трагические несчастные случаи с пропажей людей. Кстати, леший ценит хорошее отношение и на него отвечает добром. Частый сюжет быличек, когда за помощь ему он награждает удачей или охотничьим везением. Леший следит за поведением людей в лесу и может жестоко наказать тех, кто нарушает правила или намеренно вредит лесу. Вот такой неоднозначный товарищ, вызывающий одновременно и страх, и некоторую симпатию. Но опасный однозначно, так что не стоит шутить в лесу – результат может вас неприятно удивить…
Станьте первым рецензентом!
|