Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
← Нас не догонят или немного о нечистой силе. Часть третья. Нечисть потусторонняя. Раздел первый. Упырь. →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Юмор, Фэнтези, Мистика Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Часть первая . Упырь.
Вредоносный мертвец, колдун-покойник, ведьмак, еретик губящий людей, вампир. «Злые знахари по смерти бродят упырями» (В.И.Даль). Представление о том, что существование человека, особенно наделённого сверхъестественными колдовскими способностями, не заканчивается с его смертью, традиционно. По поверьям, покойники продолжают принимать участие в делах живых людей, помогают или вредят. Название «встающего по смерти» вредоносного мертвеца (главным образом колдуна) – «упырь»(вампир) более характерно для западно- и южнославянских верований, нежели для чисто российских. Упырь пьёт кровь из людей, поедает их, наводит голод, мор и прочие пакости. В центральной и северной России покойник, наделённый способностью «жить» после смерти и преследовать людей, чаще именуется «еретиком». В южнорусских поверьях упырем иногда называют и «сильного», старшего над другими живого колдуна. В одной из быличек подробно рассказывается, как умершую старуху, которую вся деревня считала колдуньей, хоронили, как на третий день у одной из крестьянок умер ребёнок, затем умер ребёнок другой крестьянки. Пришедший знахарь нашёл на руках у умерших детей красные пятнышки и назвал их следами от зубов упыря. Могилу старухи разрыли, обнаружили, что она лежит лицом вниз и её саван запачкан кровью. Радикально мыслящий знахарь предлагает пронзить старуху осиновым колом, но присутствующий здесь же православный батюшка осматривает тело и заявляет, что старуха мертва, и тревожить тело нечего. Батюшку для виду слушают, но как только он удаляется с кладбища, предварительно прочитав молитву над мёртвой, знахарь всё-таки вонзает в могилу аж три осиновых кола (Контрольный выстрел? Вернее, контрольный кол?). Иногда упырей обвиняли в том, что они вызывают бездождие, засуху. В другой быличке во время засухи крестьяне привозят две большие бочки воды, раскапывают могилу и заливают воду прямо в неё. Упыри, которым приносили жертвы-требы, упоминаются в Начальной летописи. В памятниках древнерусской литературы упыри иногда отождествляются с навьями в значении «особо опасные, распространяющие эпидемии и приносящие смерть покойники». В то же время – навьи это и мертвецы вообще, поэтому можно предположить, что жертвы упырям в Древней Руси приносились с целью обезопасить себя от губительного влияния всех «живых» умерших.
Станьте первым рецензентом!
|