Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
← Нас не догонят или немного о нечистой силе. Раздел второй. Дворовой и бука. →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Юмор, Фэнтези, Мистика Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Дворовой.
Он же Дворовый хозяин, Дворовушко, Дворенник, Дворный. Дух двора, хозяин двора, иногда так называют домового, живущего во дворе. Разделить образы домовых и дворовых в поверьях русских крестьян довольно трудно. Показательно, например, следующее обращение: «Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебе дарю-благодарю, скотину прими, напой и накорми». То есть, отсюда мы видим, что домовой и дворовой выполняют одну и ту же функцию – уход за скотиной. На Новгородчине, например, чётко разделяли домового и дворового, но подобные однозначные свидетельства редки. Некоторые исследователи полагают, что дворовой, как самостоятельный персонаж, более характерен для западных районов России. Что касается внешности – то в близком к человеческому облике так же похож на домового, может так же показываться в образе крысы, лягушки, «гада» (змеи или ужа). Так же проказлив, как и домовой, так что неудивительно, что оба этих персонажа нередко путают. Бука. Фольклорные разновидности: Букан, Буканай, Букарица, Дедушка-буканушка. Не совсем домашняя нечисть, по поверьям – это мифическое существо, живущее часто в пустых постройках и лесной глухомани. Однако играло очень важную роль в воспитательном процессе – им пугали маленьких детей. Помните у классика: - Не плачь, вот бука, бука Тебя возьмёт! Агу, агу, не плачь! По Далю – бука – «мнимое пугало, которым разумные воспитатели стращают детей». Баю, баю, баю, бай, Поди, бука под сарай, Под сараем кирпичи, Буке некуда легчи. Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрёпанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около дворов и домов, уносит и пожирает детей. (Гурман, однако!) Когда подросший ребёнок никак не хотел расставаться с зыбкой (подвесной люлькой), кто-нибудь из родни наряжался в лохмотья или в вывернутый тулуп, мазал себе лицо сажей, вбегал в избу и уносил зыбку на глазах у ребёнка («бука забрал!»). История умалчивает, сколько детей начали заикаться после подобного воспитательного момента. Автор бы точно начал. Само слово «бука», особенно адресованное детям, создаёт образ чего не вполне определённого, но опасного, тёмного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию. Бука мохнат, некоторые поверья наделяют его светящимися красными глазами, а шерсть живописуют «чёрной как сажа» (Теперь вы в курсе, так что при встрече не перепутаете). В некоторых поверьях бука выступает только как пожиратель, он уже не забавен, а страшен и гибелен именно для детей. Название «бука» связывают со старославянским «букати» - плакать, реветь, мычать, бурчать и вообще издавать какие-либо звуки. Бука обнаруживается и в рассказах соседствующих в русским народов. У мордовских крестьян букой называли оборотня, с виду похожего на копну сена. Появляется преимущественно ночью, гоняется за прохожими, издавая звуки, похожие на ворчание сердитой собаки. Любит кружить по площади вокруг церкви (?), а, будучи, застигнут сбежавшимся народом, проваливается под землю. В поверьях алтайцев и тувинцев бук – так же нечто вроде оборотня, который появляется в сумерках и может вызывать болезни и ночные кошмары. Иногда бука принимает облик мохнатого хозяина пустого дома или лесной чащи, тем не менее, в русских поверьях XIX-XX века закрепилось мнение о буке, как о детском страшилище.
Рецензии:
|